МБОУ «Козульская СОШ №1»
Красноярский край, Козульский р-н, пгт Козулька
  • Профилактика суицидального поведения

    Ребята, если вы не знаете как поступить, сомневаетесь, то обязательно прочтите то, что написано ниже

    Бывает, что очный прием психолога иногда приходится ждать несколько дней. По поводу звонка то тоже возникают сомнения: насколько может помочь разговор с психологом по телефону?

    Итак, какую помощь можно получить на расстоянии, обратившись в службу Детского телефона доверия 8 800 2000 122?

    • От специалистов Детского телефона доверия помощь приходит сразу же. Быстро, доступно, бесплатно, анонимно. Это особенно важно, если вы срочно нуждаетесь в поддержке.

    • Решившись позвонить психологу, вы активно решаете проблему, и это гораздо мудрее, чем ежедневно страдать и быть недовольным. Просьба о помощи — не слабость, а признак заботы о себе.

    • Если вы не представляете, как справиться с ситуацией, то благодаря вопросам психолога сможете разобраться в причинах своего состояния, что поможет решить проблему.

    • Вы испытываете сильные негативные эмоции, все держите в себе, поэтому устали от напряжения и тревоги.  Во время разговора со специалистом вы сможете освободиться от груза своих переживаний.  Возможность выговориться — уже полдела: пока человек не поделился наболевшим, он не способен объективно оценить ситуацию и найти из нее выход.

    • Не стоит выбирать путь проб и ошибок, рискуя еще больше осложнить собственное положение. Получив своевременный совет и поддержку, есть возможность быстрее во всем разобраться и качественно изменить ситуацию. Или изменить отношение к ней

    • Во время телефонного разговора вы получите поддержку и рекомендации опытных психологов, ответы на вопросы: «Как воспринимать трудную ситуацию и как лучше реагировать?», «И как не надо?» «Как начать решать проблему?», «На какие свои ресурсы опираться?»

    • Вы получите инструменты и подсказки для решения проблемы в виде конкретных техник, приемов, действий, что качественно улучшит вашу жизнь.

    • Вас беспокоят вопросы, о которых неловко говорить с близкими и друзьями. Звонок в психологическую службу — это возможность свободно обсудить все, что беспокоит, конфиденциально и анонимно.

    • Разговор с психологом может помочь и вашим друзьям. Если вы не знаете, как их поддержать, переживаете за их душевное равновесие, то ваш рассказ о личном опыте обращения в службу Детского телефона доверия поможет им решиться принять своевременную помощь

    Проблемы и неприятности не любит никто, тем не менее они периодически возникают в нашей жизни. Важно не зацикливаться на них, а преодолевать и идти дальше, ведь жизнь прекрасна и удивительна!

    Негативные установки — это сильные внутренние ограничения, которые мешают развиваться и наслаждаться жизнью.

    Они формируются благодаря информации, страху, воспоминаниям, мрачным мыслям, негативному опыту, унынию, ведь быть в подавленном настроении проще, чем добиваться цели! Но спешим обрадовать: их можно выявить и убрать!

    Зимние каникулы — отличная возможность психологически восстановиться, избавиться от лишнего эмоционального груза и негативных установок — так сказать, привести мысли и чувства в порядок, позаботиться о себе. Для проработки негативных установок психологи Детского телефона доверия 8 800 2000 122 подготовили эффективную практику.  

    Полезная практика

    «Я не сдам ЕГЭ», «я некрасивая и никогда никому не понравлюсь», «я никогда этому не научусь», «я никогда не найду близкого друга», «я столько не запомню», «я не пройду отбор», «у меня ничего нормально не получается, не выйдет и это»…

    Представь, будто твое сознание — компьютер, который заражен опасным вирусом нелюбви к себе, и такие фразы блокируют его действия. Надо найти опасную программу, обезвредить ее и обновить настройки для успешной работы=жизни.

    Находим вредоносный вирус

    Для начала выбери установки, из-за которых ты чувствуешь себя неудачником/неудачницей, которые мешают тебе уверенно общаться, открыто выражать свои чувства и потребности, достигать даже небольших целей. Для этого честно ответь на следующие вопросы:

    • Как появилось это убеждение? Когда и при каких обстоятельствах?

    • Почему эта установка со мной до сих пор, хотя я знаю, что она вредит мне? От чего она меня защищает?

    • Что она останавливает в моей жизни, чего лишает?

    • Если я перестану так думать, то что изменится в моей жизни? Что придет на смену этой негативной установке? Как это отразится на мне?

    • Что мне нужно изменить в себе, чтобы избавиться от этой установки?

    • Как мне в этом могут помочь мои близкие люди?

    Нужно анализировать каждую установку отдельно, а ответы записывать.

    Важно помнить, что нас ограничивают только те утверждения, в которые мы свято верим. И надо приложить определенные усилия, чтобы их заменить.

    Устанавливаем новые позитивные программы мышления

    Негативные установки нужно осознать, принять и заменить другими — позитивными.  Выбери из полученного списка 2-3 ключевых установки, с которых проще начать — например, с тех, что внушили тебе другие люди. Переформулируй проблему в задачу с конкретным действием: с минуса на плюс. Позитивное утверждение не должно быть излишне длинным — одно или два четких и ясных предложения. Например:

    • Негативная установка: Я жутко стеснительная и никогда не смогу познакомиться с парнем. Лучше избегать их, чем выглядеть дурой.

    • Позитивная установка: Мне нужно тренироваться в общении с мальчиками, чтобы не стесняться. Нужно придумать, что спрашивать и что рассказывать о себе, чтобы быть увереннее и не волноваться. Я смогу.

    Проговаривая новую установку, нужно прочувствовать каждое слово, поверить в то, что написал.

    Запускаем новые позитивные установки

    Новые установки — фразы самовнушения, создающие правильный психологический настрой — нужно проговаривать каждый день в течение достаточно длительного времени — от месяца до полугода в зависимости от крепости убеждения.

    Читая новое убеждение, задумайся, какие эмоции оно вызывает, что хочется сделать? Запиши свои мысли и ощущения, и перечитав и поразмышляв над ними, составь план действий. 

    Запишите свои первые шаги — что уже сейчас ты готов сделать? Ежедневно фиксируй то, что сделал для реализации нового убеждения.

    Вот увидишь — все получится!

    Подключаем творчество

    • Как известно, не будет позитивных изменений в жизни, если ничего не менять или хотя бы перестать делать то, что явно вредит. Настройся и запиши для себя новогоднее видео- или аудиосообщения с обещаниями о позитивных самоизменениях.

    • Чтобы не забыть о новых установках, сделай себе разного рода напоминалки: напиши или распечатай их и повесь на своем рабочем месте – чтобы они постоянно попадались на глаза. Сделай их мемом или обоями на телефоне, появляющейся заставкой на экране компьютера. Они будут поддерживать твой позитивный настрой.

    • Выбери для примера людей, которые живут с этими позитивными установками. Это не обязательно должны быть герои, звезды и популярные в твоем кругу люди. Примером может быть друг, знакомая, кто-то из родственников или друзей твоих родителей. Им, например, очень хорошо удается давать себе право на ошибку и не волноваться, что подумают другие, выражать себя творчески без оглядки на сплетни и оценки окружающих.

    • Предлагаем тебе в прямом смысле слова заглянуть в будущее, отправив себе позитивное послание. Напиши предсказание о том, что важного, положительного и желанного у тебя произойдет в новом году, каким ты себя видишь. Будет очень интересно перечитать его, когда поработаешь над собой.

    Желаем тебе войти в Новый год только с позитивными установками, сфокусироваться на своих возможностях и ресурсах. Постарайся в любой, даже сложной ситуации, находить плюсы и извлекать обучающий опыт. Помни, что именно ты управляешь сознанием — как тебе воспринимать этот мир и что получать в ответ. Не зря говорят:  «что излучаешь — то и получаешь».


    У тебя есть поддержка — Детский телефон доверия — звони 8 800 2000 122

    Представь: ты оказываешь человеку услугу, стараешься, или делаешь подарок, а он… не благодарит. Совсем другие ощущения, когда в ответ за свои старания ты получаешь искреннюю благодарность — гордость, радость, уверенность… Умение быть благодарным помогает не только выглядеть вежливым и воспитанным, но и строить крепкие доверительные отношения, позитивно мыслить и чувствовать себя счастливым.

    Благодарить принято, когда тебе помогают, проявляют заботу. Мы же предлагаем рассмотреть благодарность в широком контексте, как способность получать удовольствие от простых вещей, осознавать счастливые мгновения и ценить то, что другие делают для тебя. По большому счету, благодарность – противоядие от отрицательных эмоций, нейтрализатор зависти, жадности, враждебности, беспокойства и раздражения.

    Психологи Детского телефона доверия 8-800-2000-122 подготовили несколько практик благодарности, и предлагают тебе провести эксперимент. На протяжении 21 дня выполняй упражнения и отмечай происходящие с тобой изменения: мысли, отношение к себе, родителям, друзьям, неприятелям. Возможно, ты заметишь больше приятных и позитивных событий, почувствуешь себя увереннее и привлекательнее, заметишь доброе отношение родных и друзей.

    Итак, начнем. 

    Подготовительное упражнение «Благодарность себе»

    В нашем представлении благодарность обязательно должна быть направлена на кого-то. Так почему не на себя? Запиши не менее 10 качеств, способностей, особенностей, которые есть только у тебя: проанализируй внешность, характер, навыки и умения. Например, в близком окружении только у тебя красивые прически, способность пародировать людей, увлечение аниме. Ты знаешь наизусть много стихотворений, увлекаешься психологией, ходишь на секцию скалолазания. Запиши эти отличия по пунктам, а затем мысленно поблагодари себя за каждое из них. Сделав это, поставь галочку — отметку о выполнении.

    Какие-то качества или особенности в себе ты можешь не принимать. Например, шрам после операции. С одной стороны, это твоя особенность. С другой — ты ей не рад и не понимаешь, за что тут благодарить. Постарайся посмотреть на свой шрам без огорчения: тебе повезло, что врачи вовремя обнаружили болезнь, от которой сейчас остался только шрам на теле. Но ты здоров, и это — главное!

    У каждой твоей особенности есть плюсы или уроки, нужно только суметь их разглядеть. Если сразу не получается благодарить то или иное качество — мысленно скажи «спасибо» и переходи к следующему.

    Ты можешь усилить данное упражнение: создать творческий образ благодарности. Подбери фото, картинки, цитаты, которые созвучны с твоим представлением о благодарности, и сделай коллаж. Повесь его на видное место и каждый день смотри, за что ты себе благодарен.

    Подготовительное упражнение «Благодарность другим»

    Нарисуй круг и раздели его на несколько секторов: семья, учеба, друзья, хобби, здоровье, отношения. Можешь добавить еще две значимых для тебя сферы жизни.

    В каждом секторе отметь, кому и за что ты благодарен — должно быть не менее 5 пунктов. Например, в секторе «семья» будут родители, брат, дедушка и двоюродная тетя, с которой у тебя связаны радостные воспоминания. В учебной сфере найдется место учителю, который, поставив тебе двойку, заставил разобраться в сложной теме. Проработай так каждый сектор. Можешь навести красоту и раскрасить круг разными цветами. Повесь его рядом с коллажем благодарности и вспоминай о людях, которые помогли тебе. Мысленно, а по возможности, лично благодари их за все доброе, что они для тебя делают.

    Ежедневные практики

    Утро благодарности

    Сразу после пробуждения не хватайся за телефон, а найди несколько минут, чтобы начать день с благодарности: за новое утро, за уютную постель, за здоровое тело, за близких и родных людей, за возможность поехать на экскурсию или пойти в поход. Упражнение можно выполнять в любом положении, главное, чтобы было удобно. Оно зарядит тебя положительными эмоциями и задаст хорошее настроение.

    Дневник благодарности

    Дневник благодарности – это тетрадь или приложение на телефоне, где ежедневно нужно отмечать людей и события, которые подняли настроение. Например, дождь закончился, когда собрался выходить из дома; водитель автобуса, увидев тебя бегущего, подождал; учительница сделала комплимент, птичка щебетала по пути в школу. В дневнике можно и нужно благодарить себя: проснулся на 10 минут раньше обычного и сделал зарядку, получил хорошую оценку.

    Таким образом ты сформируешь очень ценный навык – концентрироваться на положительных моментах и перемещать внимание на позитив.

    Письма благодарности

    Периодически пиши письма со словами признательности своим близким или людям, которые оставили теплые воспоминания в твоей жизни. Обязательно перечитывай их, чтобы испытать трепетные ощущения от приятных воспоминаний.

    Если захочешь, то можешь отправить письмо адресату. Будь уверен — каждому приятно получить слова признательности и благодарности, а бумажное письмо в наше время всегда вызывает бурю позитивных эмоций. Если ты любитель современных технологий и публичности, то вместо письма можно написать пост в социальных сетях.

    Пользуйся практиками благодарности и меняй свою жизнь к лучшему! Ну а если тебе сложно найти позитивные моменты в своей жизни, звони на Детский телефон доверия — тебя обязательно научат замечать хорошее!

    Родители обучающихся (законные представители) при выявлении суицидальных признаков (в пресуицидальный период) и аутоагрессивного поведения у обучающихся:

    1. Оказывают психологическую поддержку своему ребенку, оказавшемуся в объективно или субъективно трудной жизненной ситуации.

    2. Обращаются к специалистам для получения неотложной психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

    3. Выполняют рекомендации специалистов, направленные на неотложную помощь обучающемуся и/или реализацию плана (программы) психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка.

    4. Сотрудничают со специалистами в реализации плана (программы) психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка.

    Алгоритм действий родителей (законных представителей) в случае выявления суицидальных признаков и аутоагрессивного поведения

    1 этап. Раннее выявление признаков аутоагрессивного поведения, влияющих на возникновение и фиксацию различных форм самоповреждающего или саморазрушающего поведения.

    Признаками аутоагрессивного, суицидального поведения являются соответствующие мысли, высказывания, планы, угрозы, попытки, которые говорят о том, что подросток нуждается и ищет помощи, так или иначе выражают свои намерения, ставя в известность окружающих. Для подростков чаще характерен аффективный, импульсивный либо демонстративный, шантажный механизм аутоагрессивных действий и суицидальных попыток.

    В связи с этим родителям необходимо быть внимательными к своему ребенку, когда он так или иначе сообщает о своих внутренних переживаниях, плохом самочувствии либо проявляет признаки аутоагрессивного поведения. Важно проявлять внимание не только к общему состоянию подростка, но и к тому, как и что он говорит.

    Примеры выражений, которые могут сигнализировать о суицидальных тенденциях: «хочу заснуть и не просыпаться», «устал(а) от жизни», «не хочу вообще ничего», «без меня всем было бы лучше», «моя жизнь бессмысленна».

    Другими словами, необходимо обращать внимание на слова и выражения, которые прямо или косвенно, свидетельствуют о снижении ценности собственной жизни, утрате ее смысла или нежелании жить.

    Признаками возможного аутоагрессивного, суицидального поведения являются:

    • Резкое изменение поведения. Например, ребенок теряет интерес к тому, чем любил заниматься, у него резко сокращается круг привычных и любимых увлечений. 
    • Ребенок проводит в сети практически все время, зачастую в ущерб учебе, развлекательным мероприятиям и так далее, почти никогда не расстается с мобильным телефоном. При этом им устанавливаются пароли на всех девайсах (Девайс представляет собою технологичное устройство с аккумуляторами и различными функциями: умные часы, смартфон, ноутбук и пр.), используются графические ключи для входа, проводится постоянная очистка используемых браузеров, корзины.
    • «Зависание» в социальных сетях в любое время, в том числе ночью.
    • Изменение образа жизни. В частности, ребенок, например, уходит из дома, не поясняя, куда, в том числе вечером и даже ночью.
    • Проявление «аутоагрессии» — наличие на теле и конечностях ран, порезов (как правило, в области запястий), иных повреждений, объяснить происхождение которых подросток не может, либо наоборот, стандартно оправдывается («упал», случайно порезался» и так далее).
    • В своих изображениях, публикуемых на страницах социальных сетей, детьми могут размещаться фотографии проявлений самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до нанесения себе травм, в частности, и порезов.

    Наличие следующих проявлений свидетельствует о более высоком риске суицидального поведения:

    • предшествующая попытка суицида;
    • суицидальная угроза;
    • тяжелая реакция подростка на стресс, особенно на утраты;
    • уязвимость подростка к трем угрожающим жизни аффектам — одиночеству, презрению к себе и ярости;
    • недостаток поддерживающих условий в окружении подростка (доверительные отношения в семье, друзья, увлечения и т.д.);
    • возникновение и эмоциональная значимость фантазий о смерти;
    • наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
    • иногда в «статусе» страницы в Интернете указывается так называемый «обратный отсчет» (например, «До самоубийства осталось 10 дней»)

    Задача родителей при возникновении подозрения или проявлении первых признаков саморазрушающего поведения:

    Обратиться к психологу, получить экстренную психологическую помощь по телефону доверия (Всероссийский телефон доверия 8-800-2000-122; в Санкт-Петербурге 576-10-10 круглосуточно, бесплатно)

    Не отказываться от очной консультации со специалистом кризисной службы. Принять предложение очной встречи с психологом с целью диагностики психоэмоционального состояния ребенка, с оценкой суицидального риска и получения консультации врача-психиатра при необходимости. Продолжение кризисной помощи при необходимости, НЕ прекращать по своей инициативе.

    Самостоятельные действия родителей:

    Наблюдать за подростком, попытаться понять причину внезапно возникших переживаний, влияющих на поведение и общение.

    При сложившихся доверительных отношениях постараться конструктивно обсудить с подростком сложившуюся ситуацию. Для разрядки эмоционального напряжения полезно научить подростка использовать юмор, самим уметь с помощью шутки разрядить напряженные ситуации.

    Уважая права ребенка, выяснить содержание его занятий в сети. Фиксировать время посещения (а в отдельных случаях и продолжительность) ребенком своей страницы в социальных сетях.

    Обратить внимание на круг друзей и подписчиков в сети Интернет, изучить оставленные ребенком комментарии в различных группах, съемки с высоты, крыш и чердаков и т.д.

    Родителям необходимо знать, что в процессе беседы наличие всех вышеперечисленных ниже признаков дети чаще всего объясняют тем, что хотели «разыграть» родителей или друзей, отрицая любые подозрения в намерении совершить суицид.

    2 этап. Психолого-педагогическое и при необходимости медикаментозное сопровождение подростков «группы риска» аутоагрессивного или суицидального поведения

    При выявлении случаев аутоагрессивного или суицидального поведения и обращения за помощью к специалистам — совместно со специалистами проводится работа по выявлению и устранению возможных причин и условий данных проявлений, оказывается психокоррекционная и психотерапевтическая помощь подростку и родителям для повышения личностной зрелости. При участии родителей помощь подростку является более эффективной.

    3 этап. Оказание медицинской и психолого-педагогической помощи подросткам с нарушениями поведения и предупреждение рецидивов аутоагрессивного и суицидального поведения.

    Профилактика повторных попыток суицида у несовершеннолетних. Создание условий для социальной адаптации, продолжения учебы, прохождение родителями семейной психотерапии для изменения стилей воспитания подростка, гармонизации взаимоотношений в семье.

     «Профилактика суицидов в интернет пространстве»

              В наши дни многие люди всерьез увлекаются Интернетом. Одним он необходим для работы, другим для общения, третьи находят в виртуальном пространстве нечто большее, чем просто дополнение к реальной жизни. Все эти вещи становятся такими же важными как и настоящие друзья, родители, учеба, для наименее защищенной в информационном плане возрастной группы —  несовершеннолетних. Так, все большее количество детей получает возможность работать в Интернете. На сегодняшний день он предоставляет огромное количество неконтролируемой информации. В связи с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернетом, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и взрослые?

    Прежде всего, надо понимать, что Интернет не причина, а благодатная почва для созревания намерений. Его опасность для детей и подростков, имеющих склонность к суицидальным настроениям, в том, что:

    1. предлагается очень, много доступных способов самоубийства;
    2. легко можно найти компанию единомышленников;
    3. возникает и укрепляется убеждение, что «это и есть выход»;
    4. создается ореол романтики вокруг смерти и всего, что с ней связано.

    Во-вторых, необходимо осознавать какие угрозы наиболее часто встречаются в интернет сети, это:

    1. доступ к нежелательному содержимому.
    2. контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты.

    «Подросток в соцсетях: что должно насторожить родителей»

              Страничка ребенка в социальных сетях способна рассказать о нем многое. Обратите внимание на псевдоним, аватарку (главная фотография профиля), открытость или закрытость аккаунта, группы, в которых состоит подросток, а также на то, чем наполнена страница: видеозаписи, фотографии и друзья.

    • Если профиль страницы закрыт даже от родителей, постарайтесь аккуратно выяснить, по какой причине.

    • Закрывание лица  руками либо одеждой на фотографиях, демонстрирование указательного пальца на таких снимках, загруженных в социальные сети, символизируют суицидальные мысли.

    • Если подросток размещает у себя на странице фразы, иллюстрации на тему самоунижения и нанесения себе травм и порезов, это плохой знак.

    • Опасными считаются такие символы, как медузы, кошки, бабочки, единороги, съемки с высоты, крыш и чердаков

    • Группа подозрительных «друзей», появившихся за короткое время, свидетельствует о том, что подросток попал в опасную компанию.

    • Чрезмерное увлечение копированием на своей страничке строчек из некоторых стихотворений, посвященных смерти, а также цитат из мистических книг должно насторожить взрослых.

    • Не стоит закрывать глаза и на участившиеся комментарии о смерти — как устные, так и к фотографиям в социальных сетях.

    • Сохранение на страничках социальных сетей  странной депрессивной музыки (особенно музыкальных направлений, пропагандирующих печаль и смерть) — один из ярких «симптомов» суицидальных наклонностей.

    Необходимо чтобы родители просматривали страницы своих детей, анализировали сохраненные фотографии, по возможности устанавливали круг общения.

    Необходимо на компьютерах и гаджетах установить программы-фильтры — «NetPolice» или «Интернет Цензор», которые позволяют запрещать просмотр нежелательных сайтов. Рекомендовать родителям настроить  ограничение доступа детей и подростков к нежелательным сайтам в Интернете, с помощью  Родительского контроля. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

    Важно также помнить, что особое место в предупреждении фактов доведения до самоубийства в интернет-сети, в том числе занимают меры правовые ответственности.

    Так, п. «д», ч. 2 ст. 110 УК РФ предусмотрена ответственность за «Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, совершенное в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»).

    П. «д», ч. 3 ст. 110.1 УК РФ  введена ответственность за «Склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства» а равно Содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства, если такое д6еяние совершено в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»).

    Ч. 2 ст. 110.2 УК РФ также предусматривает ответственность за «Организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства, сопряженное с публичным выступлением, использованием публично демонстрирующегося произведения, средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).

    Кроме того, через форму на сайте Роскомнадзора (https://rkn.gov.ru/) есть возможность направить сообщения о наличии в сети Интернет — информации о способах совершения самоубийства, а также призывах к совершению самоубийства. После рассмотрения заявления, на указанный электронный адрес почты, придет сообщение о результатах рассмотрения. В случае подтверждения наличия материалов с противоправным контентом доступ к указанному ресурсу будет ограничен.

    Таким образом, взрослым важно понимать, что подключаясь к сети Интернет, ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать и объяснить ему это обязаны именно родители, перед тем, как разрешить ему выход в Интернет.

    Памятка для Родителей по безопасности использования сети Интернет детьми

    1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернета.

    2. Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.

    3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании Online-игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

    4. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.

    5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками.

    6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни.

    7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

    8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернет-пространстве – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.

    9. Не забывайте контролировать детей в Интернете с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

    Что должны знать родители о суициде?

         В настоящее время пристальное внимание специалистов-практиков, ученых-исследователей, общественности обращено на проблему детских и подростковых cуицидов.  Самоубийство как причина смерти является третьей по величине среди всех других причин смерти подростков и детей.

    Дети, предпринимая суицидальную попытку, действительно не предполагают умереть. После окончания «смерти» дети предполагают зажить без былых конфликтов с теми, кому они адресовали свой суицид как последний аргумент, как крик о помощи. Чаще всего это родители.

    Очень важно знать, что дети, как правило, выбирают наиболее травматичные способы совершения суицида: падение с высоты, самоудушение и самоповешание, самоутопление и т.п. Практически в каждом случае детского суицида было обнаружено насилие в семье, однако здесь  выявились любопытные подробности.

    а) Наиболее часто встречаются проявления психического насилия, то есть запугивание, унижение, оскорбительные наказания, подкуп, злоупотребление доверием, чрезмерный контроль, пренебрежение заботой и т.п. Пожалуй, правильно будет сказать, что психическое насилие — это главная характеристика семейной атмосферы маленького суицидента.

    б) Более чем в половине случаев имеет место проявление жестокости, то есть физическое насилие. Дети, в буквальном смысле слова, были доведены до суицида побоями и устрашающими наказаниями (изоляция в темной комнате, лишение пищи и питья). Не нужно думать, что подобные действия родителей и опекунов остаются безнаказанными. Когда они выявлены, Уголовный кодекс действует, однако отсутствие системы защиты прав ребенка, специальных структур, таких как, к примеру, детские суды, очень усложняют ситуацию.

    в) Среди причин детского суицида почти нет сексуального насилия в семье.. Можно предположить, что маленький ребенок совершает суицид, потому, что чувствует себя никому не нужным и нелюбимым. Становясь объектом сексуального домогательства кого-то из родственников, он чувствует себя очень важной персоной: взрослый делит с ним секрет и явно в нем нуждается. Его растлевают, он же думает, что его любят.

    г) Ключевой фигурой в суицидальной коллизий как ребенка всегда является мать. Дисгармония или даже разрушение диады мать—дитя — это главная суицидальная опасность в семье. Вообще «мать суицидента» — это любимая тема многих суицидологических исследований. Мать маленького суицидента — это, как правило, или очень плохая, или очень хорошая мать. Очень плохая мать — это женщина с выраженным эмоционально-волевым дефектом. Сама она не истязает своего ребенка, но не препятствует в этом другим. Она не защищает, не поддерживает, не заботится о нем, она о нем не помнит, он ей не нужен, она его отвергает.

    Нетрудно заметить: будучи столь непохожими, эти женщины одинаковы в одном — они делают жизнь своих детей абсолютно невыносимой.

    Всем, кто находится рядом с детьми, очень важно знать признаки суицидального поведения: дети становятся менее подвижными, жалуются на утомление и недомогание, становятся более раздражительными, капризными, плаксивыми. Отмечаются нарушения сна и аппетита. В высказываниях звучат недовольства собой и окружающими, жалобы на скуку. Потускнение прежних привязанностей с проявлением увлечения «погребальной» тематикой. Это может выражаться в играх, инициирующих погребение игрушек и домашних животных, рисунках с изображением могил, гробов, крестов, использование в рисунках черного цвета, в патологическом фантазировании на тему собственной смерти и похорон.

    Психиатры и суицидологи отмечают, что суицидальное поведение в этом возрасте нередко служит одним из ранних диагностических признаков эндогенного заболевания.

    Современные исследователи отмечают следующие симптомы суицидентного поведения у детей подростков:

    1. дисфория или потеря интереса к жизни и способности получить удовольствие;
    2. изменение аппетита и веса тела;
    3. потеря энергии; изменение продолжительности сна;
    4. изменение психомоторной активности.

    ДЕСЯТЬ ОБЩИХ ЧЕРТ СУИДИДА 

    1. Общей целью суицида является нахождение решения.
    2. Общая задача суицида состоит в прекращении сознания.
    3. Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая психическая (душевная) боль.
    4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.
    5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность, безнадежность.
    6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.
    7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы.
    8. Общим действием при суициде является бегство от действительности.
    9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении.
    10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.

    ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА 

    (ищите несколько признаков)

    1. Приведение своих дел в порядок, раздача ценных вещей, упаковывание. Человек был неряшливым, и вдруг начинает все приводить в порядок, делает последние приготовления.
    2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
    3. Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.

    Появляется избыток энергии. Внешне  расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве.

    1. Письменные указания в письмах, записках, дневнике.
    2. Словесные указания или угрозы.
    3. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
    4. Бессонница.
    5. Попытки самоубийства в прошлом.

    Игнорирование этих сигналов может быть воспринято подростком как одобрение его намерений.

      СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ

    1.ВЫСЛУШИВАЙТЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить словами типа: «Не все так плохо, вам станет лучше, не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы, внимательно слушайте.

    2.ОБСУЖДАЙТЕ  —  открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствует неловкость, говоря о своих проблемах (особенно о самоубийстве), и это проявляется в отрицании и избегании этой темы. Беседы не могут усугубить состояние клиента, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к психологу.

    3.БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать психолога за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что Вы принимаете их всерьез.

    4.ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ —  обобщайте, проводите рефрейминг – «такое впечатление, что ты на самом деле говоришь о…», «большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «ты когда-нибудь думал, что совершишь это?».  Если Вы получаете утвердительный ответ, переходите на конкретику: «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что, если у тебя дрогнет рука, и ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?».  Недосказанное, затаенное Вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить о своих замыслах.

    5.ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем Вы можете помощь. Поскольку он Вам уже доверяет, узнайте, кто еще мог бы помочь ему в этой ситуации.

    6.Если Вам необходимо уехать, назначьте четкое время встречи по возвращении. Можно использовать открытки, письма, телефонные звонки.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie